Вы когда-нибудь задумывались, почему фильмы выходят так долго после первых новостей о завершении съемок? Это потому, что съемки фильма — это только часть процесса.
Чтобы снять фильм, нужно в основном пройти три этапа:
• Предпродакшен — это когда происходит планирование. Написан сценарий, сформирован актерский состав, выбраны и подготовлены локации и съёмочное оборудование;
• Производство — именно тогда снимается фильм;
• Постпродакшен — это последний, но определенно один из самых важных шагов — именно тогда отснятый материал монтируется, подготавливается и доставляется на суд зрителей.
Итак, начало постпродакшена… Когда именно?
Название предполагает, что этот этап обычно наступает после производства, но это не всегда так. Постпродакшен также может начаться до завершения основной съёмки. Поскольку само производство иногда занимает несколько недель или даже месяцев, монтажёры могут начать работать над отснятым материалом во время съёмок.
В этом случае, выполненные задачи связаны с управлением файлов и их хранением. Существующие видеоматериалы также могут быть подготовлены для последующего монтирования — например, помощник монтажёра должен перекодировать, пометить тегами и скопировать материал. Во-первых, это облегчает монтажёру работу с файлами в разных приложениях. Во-вторых, это помогает убедиться, что отснятый материал не потеряется.
Этапы постпродакшена
Может показаться, что постпродакшен — это просто монтаж. На самом деле это сложный процесс, состоящий из различных этапов, на завершение которых обычно уходит несколько месяцев.
Видеомонтаж и сборка
Видеомонтаж — это первый этап постпродакшена, который в основном посвящен выбору отснятого материала и его объединению. Сначала редактор просматривает материал и выбирает файлы для обработки — решает, какие кадры получились лучше других. Затем все они собираются в разные сцены и составляют черновой вариант фильма.
Существует несколько способов подойти к этому процессу. Редактор может либо работать самостоятельно, используя заметки и инструкции режиссёра и оператора, либо все трое работают вместе. Как правило, решения, принятые редактором, отмечаются и разъясняются в списке решений по монтированию — документе, с которым знакомятся режиссёр и продюсер.
Видеоэффекты
После того, как фильм смонтирован, команда художников добавляет различные эффекты к исходному кадру. Типы эффектов и их назначение могут различаться. Они могут быть использованы для создания сгенерированного компьютером изображения несуществующего персонажа или объекта — например, гигантского песчаного червя в «Дюне: Часть вторая». Или поместить различные изображения в один кадр — именно это происходило во время постпродакшена «Форсажа 7», когда художники по визуальным эффектам воссоздавали образ покойного Пола Уокера.
Но визуальные эффекты также могут быть использованы, чтобы избавиться от чего-то, что создатели фильма не хотят использовать в сцене: например, от оборудования во время съемок.
Цветокоррекция и грейдинг
Другим важным этапом создания фильма является работа над его цветом. Во время цветокоррекции художник следит за тем, чтобы цветовая гамма была согласована. Затем, во время цветокоррекции, тон всего фильма корректируется в соответствии с конкретной эстетикой. Именно тогда может быть применен определенный цветовой фильтр — например, компьютерно-зелёный в «Матрице» или сказочно-жёлтый во «Враге».
Монтаж звука
Звук также является важным аспектом каждого фильма — поэтому процесс работы над ним такой же сложный, как и монтаж видео.
ADR и шумовые эффекты
Иногда звук, снятый на съёмочной площадке, не подходит для использования в реальном фильме: он может быть слишком насыщен дополнительными шумами или просто записан не так, как ожидал режиссёр. Поэтому создатели фильма используют фоли (шумовые эффекты) и автоматическую замену диалогов (переозвучивание) для замены этих записей.
Фоли — это процесс создания различных звуков и шумов в студии. Артисты могут просто громко ходить, чтобы шаги в фильме звучали весомо. Или они могут разбивать грецкие орехи и фрукты перед микрофоном и позже выдать это за раздавливание черепов и избиение лиц.
ADR — это переозвучивание диалогов — для замены звука, записанного на съёмочной площадке, если он не подходит для фильма. ADR также можно использовать для дубляжа, если фильм выходит в международный прокат.
Музыка
Существует два способа создания партитуры для фильма. Первый — это создание оригинальных треков для конкретного проекта. Это когда композитор пишет музыку, соответствующую ощущению конкретной сцены или фильма в целом. Прекрасным примером является оригинальная партитура Ханса Циммера к фильму «Интерстеллар», вдохновленная коротким рассказом Кристофера Нолана об отце, оставляющем своего ребёнка ради важной работы.
Второй вариант — выбрать один из уже существующих треков. Но в этом случае особенно важно следить за правами: убедиться, что вы можете легально использовать определенную песню для фильма.
Сведение звука
Последним штрихом от отдела звукозаписи является сведение звука — то есть обеспечение того, чтобы всё звучало правильно и синхронно. Треки накладываются друг на друга слоями, регулируется их уровень громкости и добавляются звуковые эффекты.
Логистика и маркетинг
Затем, после того как всё готово, остается только представить фильм зрителям. Это включает в себя передачу фильма в кинотеатры по всему миру: либо в виде цифровой копии, либо в виде плёнки.
Кроме того, на этом этапе в дело вступает маркетинговая команда: работает над промо-кампаниями, организует пресс-туры и конференции или вообще создает шумиху вокруг премьеры. Без всего этого даже шедевры могут рухнуть — как «Вавилон». Таким образом, жизненно важно не только снять фильм, но и продать его.